Неправильно подобранный винт может значительно ухудшить скоростные и тяговые показатели лодочного мотора. И наоборот – винт, подобранный правильно, сделает процесс эксплуатации лодки приятным, удобным и эффективным. Именно поэтому так важно разобраться в этом вопросе.
Сначала немного общей информации. Винты для лодочных моторов различаются по производителю, материалу, из которого они изготавливаются, количеству и форме лопастей, а также по шагу и диаметру. Последние характеристики являются для нас наиболее важными.
Размеры гребного винта определяют двумя цифрами. Первая – это диаметр, а вторая – шаг, т.е. теоретическое расстояние (в сантиметрах или дюймах), на которое продвинется винт за один полный оборот. Например, если на винте указана маркировка «10х6», это будет означать, что диаметр данного винта – 10 дюймов (или 25.4 см), а его шаг – 6 дюймов (или 15.2 см). Именно шаг является главной характеристикой при подборе гребного винта.
Как понять, что винт к лодочному мотору подобран правильно? Оптимальным считается тот винт, при котором мотор выходит на максимальные обороты при полном газе и обычной загрузке. Отследить количество оборотов можно по тахометру и затем сопоставить полученные данные с данными, указанными в документации к мотору. Если мотор не может выйти на максимальные обороты, следует выбрать винт с меньшим шагом, помня правило, что уменьшение шага винта на единицу добавляет 200 оборотов в минуту. Если мотор «перекручивает» обороты, необходимо поставить винт с большим шагом, также ориентируясь на правило «1 дюйм шага = 200 оборотов в минуту».
Правильно подобрать винт можно только путем экспериментов с винтами разного размера. Гребные винты, которые, как правило, идут в комплекте с лодочными моторами, не всегда идеально подходят именно для вашей лодки и загрузки, с которой вы ее эксплуатируете. Рекомендуется иметь, как минимум, два винта разного размера: один – на скорость (когда важна быстроходность), и второй – на тягу (когда планируется использовать лодку с максимальной загрузкой).
Для покупателей подвесных лодочных моторов-болотоходов Бурлак М-2 наши специалисты подготовили таблицу подбора размера винта с учетом типа лодки и мощности двигателя лодочного мотора.
Мощность двигателя (л.с.) |
Резиновая лодка |
Металлическая лодка |
||
винт на скорость |
винт на тягу |
винт на скорость |
винт на тягу |
|
6,5 |
7х4 |
6х6 |
--- |
--- |
9 |
8х4 |
7х5 |
--- |
--- |
15 |
9х6 |
9х4 |
10х2 |
9х6 |
18 |
10х6 |
10х4 |
10х6 |
10х4 |
20 |
10х6 |
10х6 |
10х8 |
10х6 |
ВНИМАНИЕ!
Указанные в таблице данные носят справочный характер и могут отличаться от реальных в зависимости от параметров и загрузки вашей лодки.
Данные о соответствии размеров винта, указанные в таблице, актуальны для резиновой лодки массой 50 кг и загрузкой 200 кг и металлической лодки массой 120 кг и загрузкой 200 кг.